1. Главная
  2. Новости
  3. Тормоза
  4. Тормозные жидкости: требования, свойства, состав

Тормозные жидкости: требования, свойства, состав

Автор: 492

Жидкость в тормозной системе выполняет функцию рабочего тела, которое передает давление от тормозного цилиндра на поршни суппортов. Так же жидкость смазывает и защищает от разрушения элементы тормозной системы.

Основные свойства тормозной жидкости

Обязательное требование к тормозной жидкости: при любых условиях она должна быть в жидком состоянии. Это зависит от нескольких параметров:

  • Водопоглощение (гигроскопичность) должно быть минимальным. Тормозная жидкость, насыщенная каплями воды, замерзает на морозе или кипит при повышенных температурах. Чем это чревато? При кипении появляются пузырьки пара и паровые пробки - они выдавливают часть жидкости в бак и занимают ее объем в системе. Когда водитель давит на педаль, давление расходуется на сжатие паровой пробки, а не проталкивание ТЖ к поршням. В результате педаль тормоза “проваливается”, торможения нет. Максимально допустимый уровень водопоглощения - 3%.
    Загустевшая на морозе жидкость медленно и тяжело проходит по магистрали, “тормозит” работу подвижных элементов.
  • Вязкость - определяет, насколько быстро ТЖ проходит по системе. Этот показатель должен быть неизменным при любой температуре.
    У тормозной жидкости должна быть постоянная и минимальная вязкость, чтобы не загустевать в холода и не разжижаться при высокой ͒ t. Густая жидкость слишком медленно передвигается по магистралям, а чрезвычайно жидкая увеличивает вероятность течей.
  • Температура кипения. Этот показатель напрямую связан с гигроскопичностью и вязкостью: чем больше влаги поглощает ТЖ, тем быстрее она закипит (т.е. температура кипения понижается, а вязкость увеличивается).

Свойства тормозных жидкостей

Свойства тормозной жидкости

Состав и разновидности тормозных жидкостей

Химические составляющие тормозной жидкости не должны разрушать резиновые, пластиковые и металлические элементы.

Контактируя с ТЖ, уплотнительные элементы не должны разрушаться, терять эластичность, изменяться в объеме. Допустимое разбухание уплотнителей - 10% от первоначального объема.

Современные тормозные жидкости не вызывает коррозию металлов благодаря уровню рН в границах 7,0 - 11,5. Кислая или очень кислая среда разрушает черные металлы (чугун, сталь), а сильнощелочная - алюминий. Окислившиеся металлические элементы закисают, протекают и по цепочке провоцируют износ других деталей.

Любая тормозная жидкость состоит из основы и присадок:

  • Минеральных масел и нефтепродуктов - классика. Преимущества: отлично смазывают, не поглощают влагу. Недостатки замерзают уже при -20, разрушают детали из алюминия, латуни, резины. Не применимы на авто с дисковыми тормозами. Подходят только для межсезонья.
  • Гликолевые - самые популярные и современные. Основа - полиэтиленгликоль и его эфиры (многоатомные спирты). Недостатки: тянут много влаги, поэтому приходится часто менять. Нельзя использовать на авто старше 20-ти лет, т.к. гликолевые ТЖ разрушают резиновые элементы на них.
  • Силиконовые (кремниево-органические). Не поглощают влагу, не разрушают металлические и резиновые детали, имеет стабильную вязкость. Недостатки: плохо смазывают, поэтому используются, в основном, для спортивных авто. Особенность: т.к. силиконовые ТЖ не поглощают воду, она скапливается в одном месте, и образуется локальная коррозия.
  • Гликолево-силиконовые - разработаны для ТС с ABS.
  • Присадки - ингибиторы коррозии и антиокислители, пластификаторы, антивспениватели.

Меняем тормозную жидкость

Замена тормозной жидкости

Какую тормозную жидкость использовать для автомобилей, решают производители: тормозные системы авто разрабатываются с учетом свойств определенного типа жидкости. Поэтому в иномарки не стоит заливать отечественные жидкости - они не хуже, просто иначе повлияют на элементы ТС. Этот же принцип работает при обслуживании тормозной системы: прокачке, продаже суппортов, дисков и других деталей. Просто следуйте рекомендациям автопроизводителя. Также выбор ТЖ зависит от условий и интенсивности эксплуатации авто, типа тормозного механизма.

Качество жидкости можно определить визуально: она должна быть однородной, прозрачной, без осадка. В автосервисе специальным прибором измеряют температуру кипения - ориентируясь по этим показателям, решают, нужно менять жидкость или нет. Обычно ТЖ “живет” от 1 до 3 лет - зависит от типа основы.

Мастер Сервис