1. Главная
  2. Новости
  3. Рулевая колонка
  4. Рулевое колесо в Формуле-1: многое в малом

Рулевое колесо в Формуле-1: многое в малом

Автор: 885

Кто хоть раз смотрел гонки Формулы-1, понимает, что у пилота болида на скорости 300 км/ч банально нет времени переключать передачи, отвлекаться на дисплей, дотягиваться до лепестков и переключателей - секундное промедление может стоить ему жизни. Поэтому все управление болидом и индикация сосредоточены буквально на кончиках пальцев гонщика.

До 60-х годов прошлого века гоночные машины оснащались стандартным рулем, который отличался от рулевого колеса обычного авто только размером. Благодаря большему диаметру руля гонщику было проще проходить частые и достаточно крутые повороты.

В 60-70х годах болиды все больше прижимались к земле и приобретали оптимальную аэродинамическую форму, кокпиты становились более тесными, а руль, соответственно, уменьшился в диаметре. Со временем болид стал настолько низким, что пилот буквально лежит в нем, а кабина пилота такой тесной, что вместить все переключатели и рычаги стало физически невозможно.

В 90-х годах в Формуле-1 появились первые электронные системы - инженер McLaren Джон Барнард расположил лепестки переключения скоростей под рулем, и пилотам больше не нужно было убирать руки с руля, чтобы переключить скорость. Это изобретение позволило гонщикам экономить драгоценные секунды.

Первыми кнопками на руле были “Нейтраль” - выключает передачу при развороте и “Нажми и говори” - для связи с командой.

Рулевое колесо болида Formula-1 1958 года

Старый руль болида Formula-1

Руль - мозг современного болида

Со временем основная масса элементов управления болидом “подтянулась” на руль: сюда переехала даже педаль сцепления - этот рычаг с обратной стороны руля гонщик использует на пит-стопе, на старте или заехав в вязкий грунт (чтобы не заглох двигатель). По сути, педалями остались только газ и тормоз.

Пилот управляет с руля, в среднем, 12-ю параметрами автомобиля, однако интерфейс включает около 120 элементов.

Кнопки и переключатели контролируют множество параметров, которые пилот настраивает непосредственно во время гонки: частоту воспламенения топливо-воздушной смеси, мощность, баланс тормозных сил, контроль нагрузки на дифференциал, ограничение скорости и оборотов и т.д. Вся информация о настройках болида выводится на экран - пилот всегда в курсе, как чувствует себя его автомобиль. Помимо этого, за техническим состоянием болида удаленно следит команда инженеров и механиков.

Руль современного гоночного автомобиля

Современный руль болида Formula-1

Маленький да удаленький

Рулевое колесо современного болида - вовсе не колесо. Оно представляет собой две ручки анатомической формы, между которыми расположена панель с кнопками и поворотными выключателями - до каждого из них легко дотянуться большим пальцем руки. Такая конструкция обусловлена особенностями управления гоночным автомобилем:

  • руль поворачивается максимум на ¾ оборота, нет необходимости (да и возможности) перехватывать его. Поэтому делать его круглым просто не нужно;
  • пилот должен иметь возможность управлять характеристиками автомобиля, не отрывая взгляда от дороги, а рук - от руля.

Все автомобили Формулы-1 оснащены очень компактным гидроусилителем руля - по принципу работы и конструкции похожими на данный узел обычного автомобиля (с насосом ГУР, рейкой и прочими узлами). Это также позволяет инженерам уменьшать руль - сейчас диаметр руля болида, в среднем, в два раза меньше диаметра обычного автомобиля.

Руль гоночных автомобилей делают из легких и прочных материалов: алюминия, пластика, углеволокна, титана - поэтому узел весит всего 1,3 кг.

Автогонки - опасный спорт. Малейшее промедление может стоить водителю жизни, поэтому Международная федерация автоспорта предъявляет жесточайшие требования к безопасности.

Ограниченное пространство кокпитов не позволяет пилоту свободно садиться в машину или выходить из нее - это можно сделать, только сняв руль. По стандартам FIA, руль должен сниматься максимум за 5 секунд.

Этот механизм технически самый сложный. Он сконструирован таким образом, что эффективно передает рулевое усилие, обеспечивает электрическое соединение между элементами рулевого управления болида и легко отсоединяется в случае аварии.

Конфигурации руля каждой команды Формулы-1 индивидуальны и подстроены под конкретного пилота. Обычно для каждого пилота изготавливают 5 рулевых колес - три для гоночной команды и два для тестовой.

Мастер Сервис