1. Главная
  2. Новости
  3. Лайфхаки
  4. Почему автомобили не любят летнюю жару

Почему автомобили не любят летнюю жару

Автор: 117

Чем отличается эксплуатация автомобиля летом от эксплуатации зимой? Основное отличие - плюсовая температура, более того, жара. Этот очевидный фактор обуславливает особенности вождения, можно позволить себе погонять — льда-снега нет, сцепление с дорогой идеальное, можно идиллически-романтично катить в закат или лететь по ночному городу.

Однако этот же фактор — жара — определяет и особенности работы всех систем автомобиля, а также меры, которые стоит предпринять, чтобы не угробить авто летом.

Конечно, вы не можете повлиять на климат или погоду — вы же не Ирина Аллегрова. Но минимизировать потери от жары вполне по силам каждому водителю.

Поехали.

Двигатель

Заменить масло и съездить на ТО — можно, но необязательно, если еще рано. Что нужно сделать в обязательном порядке, так это проверить масляный, воздушный и салонный фильтры. Воздушный фильтр напрямую влияет на работу системы, отвечающей за “правильную” ТВС и ее воспламенение, и на качество моторного масла. Салонный фильтр отвечает за то, чем вы дышите во время движения.

Ну и раз уж вы залезли под капот, посмотрите на ГРМ и ремни навесного оборудования.

Кстати, некоторые специалисты советуют помыть двигатель после холодов — дескать, и зимний дорожный “рассол” смоете, и на чистом лучше видны все косяки, появившиеся за зиму.

Воздушный фильтр автомобиля

Воздушный фильтр

Система охлаждения

Сколько раз за лето вы встречаете где-то среди бескрайних полей грустных водителей рядом с закипевшей машиной? Можете не отвечать.

Основная функция радиатора — охлаждать нагретую охлаждающую жидкость потоком воздуха с улицы. Если радиаторная решетка грязная, воздух не поступает и жидкость не остывает.

Чтобы не пополнить ряды озадаченных горе-водителей, проверьте и помойте радиатор до наступления жары (а если у вас есть кондиционер в авто, то оба). Кроме того, неплохо взглянуть на термостат, ведь он регулирует уровень антифриза в системе.

На антифриз тоже неплохо бы взглянуть — конечно, разбавленный водичкой антифриз не так уж страшен, ну кипнёте, как самовар, неприятно, но от этого никто не умирал еще.

Тормоза

Тормозная система боится жары больше остальных. При высокой температуре воздуха у тормозов два врага — изношенные диски / колодки и несвежая тормозная жидкость.

Если вы только-только поменяли “тормозуху”, беспокоиться не о чем. Если ТЖ пережила зиму, не поленитесь съездить замерить уровень воды в тормозной жидкости (максимально допустимый уровень водопоглощения — 3%). Слишком разбавленная тормозная жидкость начинает кипеть уже при 120 - 110°С, а закипевшая “тормозуха” приводит к тому, что тормоза испаряются вместе с ней.

Изношенные диски и колодки при экстремальном торможении (а мы ведь помним про летние покатушки с ветерком) перегреваются и мгновенно разрушаются в разы быстрее, чем целые. Обязательно проверьте состояние этих элементов!

Кроме того, было бы неплохо проверить тормозные суппорты — ушатанные зимним “рассолом” поршни и направляющие тоже могут аукнуться летом.

Такая полезная вещь, как ABS, в жару может подложить свинью: если вы ездите “дергано”, постоянно и резко жмете на тормоз, а тут еще жаришка 30+ — датчики ABS считают тормоза перегревшимися, а колеса заблокированными. И, естественно, не дают водителю нажать на тормоз. Поэтому тормозите плавно, не пугайте ABS.

Тормозной диск, треснувший от перегрева

Диск треснул от перегрева

Рулевое управление

После зимы стоит проверить пыльники рулевой рейки, рулевые наконечники — на всякий случай. А если что-то стучит-люфтит — тем более.

Особое внимание нужно обратить на масло гидроусилителя. Кроме того, что масло передает давление от насоса к поршню штока рейки, оно отводит тепло от элементов системы и смазывает их.

Масло должно быть относительно свежим, чистым и в достаточном количестве. Старое грязное масло нагревается гораздо быстрее и плохо справляется со своими задачами. Если масла мало, перегреваются и разрушаются металлические элементы, ну и гидроусилитель работает неэффективно. Жара усугубляет эти процессы. Поэтому в начале лета обязательно проверьте уровень и качество масла ГУР и, если нужно, замените его.

Электрика

Температура 30+ — это перебор. Жару никто не любит — ни живые существа, ни машины. Ни провода.

Сама по себе высокая температура воздуха не станет причиной короткого замыкания или возгорания. Но может спровоцировать его, если в системе есть повреждения.

Аккумулятор тоже не в восторге от жаркого лета — его любимая температура 20°С. Если на улице (и, соответственно, под капотом) жарче, аккум “обезвоживается”, электрохимические процессы ускоряются, электролита становится меньше — батарея разряжается быстрее. Как видите, аккумулятор склонен быстренько саморазряжаться на жаре, поэтому в начале лета убедитесь, что с АКБ все в порядке и она работает в полную мощность.

Ходовая

Нельзя сказать, что жара сама по себе как-то критично влияет на элементы подвески или рулевого. Высокая температура и пыль, скорее, выступят усугубляющими факторами, если за зиму порвались пыльники, рассохлись сайлентблоки или разболтались наконечники.

Очевидно, но мы все-таки напомним: не забудьте “переобуться”, отбалансировать колеса и выставить развал — от этого много чего зависит.

Ходовая автомобиля

Проверьте ходовую

Всякие мелочи: кондиционер, салон, стекла-кузов

Если в вашем авто кондиционера отродясь не было, у вас одной проблемой меньше. Если он есть, включите же его наконец) Желательно сделать это чуточку заранее, чем припечет. Включите кондер и проверьте, работает ли он и как работает. “Работает” — это значит, ощутимо холодит, а не просто дует из дефлекторов. А еще понюхайте — воздух из исправного кондиционера не пахнет. Если запах не очень, значит, испаритель оккупировали бактерии, и придется их выселять. Съездите на сервис или сделайте сами. Если, конечно, знаете, где находится испаритель.

Кроме всего прочего внимательно осмотрите стекла — на них не должно быть трещин. Как вы помните из школьного курса физики, горячий воздух расширяется. Если авто стоит на солнце, нагретый воздух внутри салона, может, и не выдавит стекло, но спровоцирует метаморфозу малюсенького скола в огромную трещину.

Что касается кузова, здравомыслящий человек добровольно на солнцепеке парковаться не будет. А еще отполирует кузов воском, который защищает лакокрасочное покрытие от выгорания.

Почему авто тупит летом

Вспомните себя в жару: все лень — есть, шевелиться, думать. И если вы думаете, что автомобиль сильно отличается от вас в этом плане, вы ошибаетесь. Работающие элементы любой системы авто и так нагреваются сами по себе, а тут еще горячий воздух везде — в цилиндрах, в подкапотном пространстве, снаружи и внутри салона. Логично, что машина теряет динамику:

  • Двигатель работает на топливно-воздушной смеси, в которой воздуха в разы больше, чем топлива. Горячий воздух расширяется, в цилиндры его помещается меньше. Бензин наливается пропорционально воздуху, а значит его тоже поступает меньше.
  • Сильно нагретый бензин больше склонен к детонации, поэтому блок управления выставляет более поздний угол опережения зажигания.
  • Работает кондиционер — растет нагрузка на генератор и, соответственно, на двигатель. Кроме того, электронная начинка машины тоже требует топлива, а ЭБУ направляет ресурсы к жизненно важным системам авто в первую очередь.
  • Если экстремально жарко, увеличивается пятно контакта покрышек с дорожным покрытием: резина становится мягче, асфальт тоже — и они взаимно залипают друг в друга.

Все это совершенно не способствует резвости авто. Неисправный автомобиль будет “тупить” еще сильнее — вы же знаете, что неисправности разных систем влияют на расход и нагрузку на двигатель.

Мастер Сервис