1. Главная
  2. Новости
  3. Тормоза
  4. Эволюция тормозных систем - от рычага до вентилируемых дисков

Эволюция тормозных систем - от рычага до вентилируемых дисков

Автор: 536

“Тормоза придумали трусы” - говорят некоторые любители погонять, проскочить на мигающий сигнал светофора и пощекотать нервы себе и окружающим. Только почему-то и они предпочитают затормозить перед препятствием и не слишком торопятся на скользкой или ухабистой дороге.

Начало ХХ века: рычаг и лента

Тормоза придумали не трусы, а осмотрительные инженеры. Причем задолго до появления автомобилей даже в самом примитивном виде. Самые-самые простые тормозные механизмы использовали на гужевом транспорте - лошади разгоняли экипаж до весьма приличной скорости, а вот быстро остановить его не могли. Это было особенно опасно на спусках, когда груженая повозка по инерции “догоняла” лошадей, те ускорялись и часто падали. Поэтому на конном транспорте, в первую очередь, на тяжелом, появились тормоза, работавшие исключительно за счет физической силы кучера и силы трения: с помощью длинного рычага кучер прижимал деревянную колодку к ободу или шине колеса. Приспособление, конечно, помогало лошадям, но в дождь или снег было абсолютно бесполезным.

Тормоз в старинной машине

Машина с рычажным тормозом

Рычажные системы были и на автомобилях начала ХХ века. Со временем деревянные “башмаки” заменили металлическими колодками с фрикционными накладками из кожи.

С изобретением пневматических шин появились ленточные тормоза. Механизм переместился с обода колеса на оси или ступицы. Детали тормозной системы:

  • деревянный барабан;
  • ремень из ткани (впоследствии - стальная лента), пропитанный смолами, который обтягивал барабан.

При торможении рычаг плотно затягивал ремень вокруг барабана, и ось останавливалась. Основной недостаток ленточного устройства - сама лента, которую нужно было постоянно подтягивать и менять.

Революционные 20-годы: барабаны и диски

Первая половина ХХ века была революционной для автомобилестроения в общем и тормозных систем в частности:

  • Луи Рено в 1902 году представил тормоза с колодками внутри полых барабанов, которые устанавливались на колесо. Барабанные механизмы Рено работали, как современные: при торможении колодки расходились, прижимались к внутренней части барабанов и с помощью силы трения останавливали колесо. За сто с лишним лет механизмы мало изменились: фрикционные накладки, два поршня вместо одного, механизм саморегулировки - вот и все усовершенствования изобретения Рено.
  • Тормозной рычаг “эволюционировал” в педаль.
  • Одновременно с барабанными тормозами Рено Фредерик Ланчестер разработал дисковый тормозной механизм. Однако он был менее эффективным и не “дружил” с тормозной жидкостью на маслах и спиртах, у которой была низкая температура кипения: диски сильно грелись, в магистрали появлялись пробки, эффективность тормозов падала.
  • В 20-х годах появился гидропривод и механический, а затем и вакуумный усилитель. Применение гидравлики позволило устанавливать тормоза и на ведущие колеса - раньше это было невозможно из-за сложной конструкции механических устройств со множеством тросов и рычагов.
  • Первыми о дисковых тормозах вспомнили авиаконструкторы во время Второй мировой войны - они ставили тормозные суппорты на шасси самолетов. В 1952 году диски впервые поставили на автомобиль, а в 60-е годы дисковые тормоза запустили в серийное производство. Были популярны три варианта: передние и задние дисковые/барабанные тормоза или комбинированные: впереди диски, сзади барабаны.

Барабанный тормоз современного авто

Барабанный тормоза Рено

Важный момент в истории тормозной системы также пришелся на 60-е годы - в это время инженеры разделили магистраль на контуры - передний-задний или по диагонали.

Дальше развиваются дисковые тормоза, а барабаны потихоньку уходят в прошлое. Электроника значительно расширила возможности современных тормозных систем: ABS, система курсовой устойчивости и некоторые другие работают в паре с тормозами.

Какой бы ни была тормозная система вашего авто - самой простой барабанной или ультрасовременной, ее основная функция - останавливать транспортное средство. Поэтому правильно обслуживать вовремя ремонтировать тормоза очень важно.

Мастер Сервис